Logo
Версия для печати

Дом Огюста Конта

Дом Огюста Конта

Дом Огюста Конта – это частный музей и архив, посвящённый памяти знаменитого французского философа-позитивиста, родоначальника научной социологии и позитивизма.

Учёный жил во втором этаже дома 10 по улице Месье-ле-Принс с 1841 года до самой своей смерти.

Здесь он написал четыре тома главного своего труда, «Системы позитивной политики».

Конт – одна из самых странных и противоречивых фигур в интеллектуальной истории Франции. Несомненный гений, в молодости споривший с самим Сен-Симоном и читавший лекции знаменитым учёным (Гумбольдту, Пуансо, Бленвилю), временами он выказывал явное умопомешательство. В припадке бешенства пытался утопить жену, топился в Сене сам. К счастью для науки, болезнь удалось преодолеть, Конт сосредоточился на научных трудах и чтении лекций по астрономии для рабочих. В 1842 году он, однако, пришёл к созданию «позитивной религии», причём себя стал считать её первосвященником. Познакомившись с Клотильдой де Во, женой лишённого гражданских прав преступника, глубоко полюбил её, под влиянием этого чувства укрепился в стремлении к введению «позитивной религии». Безуспешно обращался с советами к Николаю I, великому визирю Решид-Паше, генералу ордена иезуитов Бексу (присланные генералу труды Конта вообще остались нераспечатанными).

Очевидно, однако, что «Система позитивной политики», написанная, казалось бы, в годы помрачения, содержит гениальные прозрения. Конт классифицировал и свёл в единую систему все существовавшие тогда науки. Он увидел зияющую лакуну на месте дисциплины, изучающей общество, и назвал такую науку социологией (социальной физикой).

150-метровая квартира основателя социологии мало изменилась за полтора века. В гостиной посетителя встречает портрет Клотильды де Во. В кабинете сохранилась библиотека учёного. Классная комната напоминает о том, что Конт был блестящим преподавателем. В столовой на чёрном мраморном камине стоят весы, на которых философ всегда взвешивал свой обед (ему досаждали боли в желудке). Кухня с прилегающей комнаткой были вотчиной молодой крестьянки Софи Бло, которая играла роль преданной наперсницы ученого – Конт считал ее своей приёмной дочерью. В спальне, последней комнате музея, 5 сентября 1857 года Софи Бло преданно смотрела в глаза Огюста Конта, от чьих уст отлетало последнее дыхание.

© 2015 All rights reserved.