Вход
обновлено 20.01.2015 17:29
Анонсы:

Сады и музей Альбера Кана

Сады и музей Альбера Кана

Сады Альбера Кана – явление необычное. Так ведь и человек был удивительный. Альбер Кан, в 1898 году основавший банк, был очень богат и мог вести роскошную жизнь. Однако этот вегетарианец, аскет, встававший в пять утра, любитель искусств и природы писал о себе: «Бизнес идёт хорошо, но это не мой идеал».

Идеалом для Альбера Кана был мир на Земле. Для скорейшего его достижения банкир создал общество «Вокруг света» – с целью изучения разных культур, регистрации фактов и явлений. Это должно было помочь примирить народы.

Звучит наивно. Однако в общество вступало столько людей (журналистов, студентов, предпринимателей, религиозных деятелей, политиков), что Кану пришлось построить здание для собраний. Особенно бурная деятельность началась после презентации в 1907 году братьями Люмьер технологии цветной фотографии – автохрома. 22 года Кан финансировал поездки в 48 стран мира, чтобы фиксировать то, что исчезает с течением времени. Собрание он назвал «Архивы планеты». Сейчас они содержат 72000 пластинок автохрома и 170000 метров киноплёнки, иллюстрирующих не только мирную жизнь, но и ход Первой мировой войны. Там же 4000 портретов известных людей, которые специально приходили к Кану, чтобы сфотографироваться в его маленькой студии, – среди них Рабиндранат Тагор, Альберт Эйнштейн, Мария Кюри, Редьярд Киплинг, Томас Манн.

В то же время Альбер Кан возделывал сад. Он начал эту работу в 1893 году, когда купил дом в предместье Парижа, в Булонь-сюр-Сен. Концепция пространства в 4 гектара – единство мира. Французский сад, английский пейзажный парк, голубой, золотой и вогезский леса, пальмариум, японский сад – все они плавно перетекают друг в друга, поражая оттенками, ароматами, стилистической законченностью.

Финансовый кризис 1929 года полностью разорил филантропа. Его имущество было распродано, а сад, который хотели продавать по частям, удалось спасти потому, что друзья Кана уговорили районный департамент Сены выкупить его целиком. Кану разрешили остаться в доме, который ему уже не принадлежал. Старик жил там до смерти, продолжая ухаживать за садом и сохраняя «Архивы планеты».

Сейчас сады восстановлены до почти первоначального вида, а в доме Кана – музей. При воссоздании японского сада решили почтить память хозяина. Японский ландшафтный дизайнер создал новый участок, наполненный, как и положено в Японии, символами и представляющий всю жизнь утописта и мечтателя Альбера Кана – от рождения до смерти.