Вход
обновлено 20.01.2015 17:29
Анонсы:

Фонтан Мольера

Фонтан Мольера

Фонтан Мольера – скорее не полноценный фонтан, а монументальный памятник великому драматургу. Стоит он на углу улиц Мольера и Ришелье, неподалёку от театра Комеди Франсез, в котором комедиограф играл и для которого писал, и напротив дома, где он жил и умер.

Мольеру стало плохо прямо на сцене, во время спектакля «Мнимый больной», в котором он играл Аргана. Из Комеди Франсез его принесли сюда, в сороковой дом по улице Ришелье, где он и умер через несколько часов.

Фонтан огромный – шесть с половиной метров в ширину и шестнадцать в высоту, размерами с дом, торец которого он закрывает. Поставили его в 1844 году по настоянию Иосифа Ренье, члена товарищества актёров Комеди Франсез, когда место на маленькой площади освободилось. Там собирались ставить фонтан с какой-то аллегорической фигурой, но Ренье написал письмо префекту Сены с предложением увековечить память Мольера, собрав средства по национальной подписке. Так и сделали, и это было впервые во Франции, что люди давали деньги на памятник гражданскому лицу. Проектировал монумент архитектор Луи Висконти (среди других его знаменитых проектов – могила Наполеона и фонтан Сен-Сюльпис). Гравёр Франсуа Огюстен Конуа выполнил медаль, посвящённую открытию фонтана, экземпляр которой хранится в музее Карнавале.

Памятник вышел эффектным и элегантным. В портике, под внушительной аркой на четырёх коринфских колоннах, сидит бронзовый Мольер работы Бернара Габриэля Серре. Чёрная статуя резко контрастирует с беломраморным постаментом, с обеих сторон которого стоят женские фигуры, созданные скульптором Жаном-Жаком Прадье. По правую руку от Мольера – Серьёзная Комедия, по левую – Лёгкая Комедия; обе смотрят на драматурга и держат в руках свитки с перечислением мольеровских пьес. В самом низу постамента – три маскарона в виде львиных голов, из пастей льётся вода в неглубокий и не сразу заметный бассейн.

Мольер изображён сидящим – явно за работой, но, возможно, здесь есть и намёк на обстоятельства смерти: когда ему стало плохо на сцене, он как раз был в кресле (оно до сих пор торжественно хранится в театре). Сидит грузно, тяжело, камзол расстёгнут, лицо задумчиво. С высоты фонтана Мольер словно смотрит на свой дом и памятную доску на стене.