Logo
Версия для печати

Церковь дю Сент-Эспри

Церковь дю Сент-Эспри

Церковь дю Сент-Эспри (Святого Духа) на востоке Парижа выглядит экзотично: здание красного кирпича с высоченной колокольней, скорее напоминающей вышку сотовой связи. Ещё необычнее церковь выглядит изнутри – это подлинная Византия в Париже.

Здешний район – из тех, где с 1860 года шла быстрая урбанизация, росло население, возникала острая потребность в новых местах поклонения.

В 1928 году архиепископ кардинал Дюбуа принял решение о строительстве здесь храма, поручив проект архитектору Полю Турно – он был известен возведением во Франции и в Марокко культовых зданий с использованием железобетона. В 1929 году был готов склеп церкви, который играл роль часовни на протяжении всей последующей стройки.

В том же 1929 году кардинал Дюбуа умер. Парижскую архиепархию принял епископ Жан Вердье, которого вспоминают как «епископа ста церквей». Это был человек немедленного действия и огромной энергии. При нем была принята и реализована целая программа строительства в Париже десятков церквей, часовен, больниц, детских садов. Частью этой программы стала церковь Святого Духа, завершенная в 1935 году.

Поль Турно соединил в этом проекте несоединимое: архитектуру византийских церквей, и прежде всего собора Святой Софии в Константинополе, с брутальной эстетикой монолитного железобетона. Внутренние стены и своды храма не подверглись какой-либо отделке, патина времени на бетонных поверхностях придает им такой вид, словно церковь вырублена в скале. Поэтому интерьер имеет явное сходство с древними христианскими катакомбными храмами.

Главный неф перекрыт огромным куполом (22 метра в диаметре, высота верхней точки – 33 метра). Использование железобетона для создания столь сложной конструкции в те времена было настоящим техническим подвигом.

Для украшения интерьера Поль Турно привлек замечательных художников. Стояния Крестного пути выполнил Жорж Десвалье, фрески – Роберт Альбер Генико, Раймонд Вира, Анри де Местр и многие другие мастера. Сочетание грубой бетонной поверхности с громадными полихромными фресками производит невероятное впечатление. Одна из самых удивительных работ в церкви – рельеф работы Жака Мартина «Смерть святого Иосифа»: Иисус принимает последнее дыхание умирающего, Богоматерь протягивает ладонь, чтобы в последний раз коснуться руки своего защитника. Сюжет этот изображался художниками и скульпторами крайне редко.

Здесь же, в храме, установлен бюст кардинала Вердье, чьей энергией вознёсся храм. На голой бетонной стене написано: «Кардиналу ста церквей – народ Парижа».

© 2015 All rights reserved.