Logo
Версия для печати

Эйфелева башня

Эйфелева башня

Эйфелева башня – символ Парижа, её силуэт виден здесь почти отовсюду. Каждый день сюда стремятся тысячи туристов. Но так было не всегда.

Стальная башня на Марсовом поле – памятник дерзаниям XIX века. Во второй половине столетия Франция, демонстрируя своё технологическое лидерство, провела ряд всемирных выставок.

К выставке 1889 года решили возвести в центре Парижа невиданное, самое высокое в мире сооружение.

На конкурс было выдвинуто 107 проектов. Победил представленный инженером Гюставом Эйфелем: изящная металлическая конструкция высотой более 300 метров, вписанная на земле в квадрат со стороной 125 метров. Справедливости ради надо сказать, что оригинальный дизайн башни разработали инженеры Морис Кёхлин и Эмиль Нугье, Эйфель же выкупил их патент. Однако его талант наложил на облик сооружения неизгладимый отпечаток.

Строительство длилось два года, число рабочих на стройке никогда не превышало двухсот пятидесяти. Заводы изготовили более 18 тысяч кованых железных деталей, на их сборку ушло более миллиона специальных заклёпок. Во время стройки погиб единственный рабочий – решил показать невесте, как здорово он держит равновесие на высоте.

Стальная башня весом 7 тысяч тонн стала изюминкой Всемирной выставки 1889 года: в первую неделю, пока ещё не работали лифты, около 30 тысяч человек поднялись на трёхсотметровую высоту пешком. В те дни тут было зарегистрировано два миллиона посетителей. Однако по завершении выставки интерес к башне упал, возродившись только после Второй мировой.

Возведение стального монстра в центре столицы вызвало необычайно резкую негативную реакцию французской интеллигенции. В 1887 году Александр Дюма-сын, Шарль Гуно, Салли Прюдом – пятьдесят творцов, прославивших Францию, – публично выступили против «бесполезной и чудовищной Эйфелевой башни». Ги де Мопассан прозвал её «скелетом».

Но постепенно споры стихли. Что касается пользы, то именно на Эйфелевой башне в 1898 году начались эксперименты с беспроводной связью. В годы Первой мировой тут работал стратегически важный для Франции передатчик, с 1920 года доступ на башню получили и гражданские радиостанции. Пятью годами позже отсюда началось экспериментальное телевизионное вещание. Сейчас башня – одна из самых больших антенн Европы, доставляющая сигнал 10 миллионам человек.

Неповторимый силуэт Тур-Эйфель запечатлён на полотнах Руссо, Синьяка, Марке, Утрилло, Шагала. В 1925 году некий мошенник, воспользовавшись сообщениями в прессе о возможном сносе башни, ухитрился продать её доверчивому покупателю «на запчасти». В 1944 году американский пилот-истребитель Уильям Оверстрит на своём «мустанге» пролетел под стальными сводами и сбил нацистский «мессер». В 1996 году альпинист Ален Робер без каких-либо приспособлений поднялся на вершину стальной горы.

Башня стала романтической легендой, к ней стремятся влюблённые, с её смотровых площадок видны как на ладони неторопливая Сена, пышные дворцы, кипящие жизнью кварталы. И нет в Париже более парижского места, чем Эйфелева башня.

© 2015 All rights reserved.