Вход
обновлено 20.01.2015 17:29
Анонсы:

Церковь Сен-Жак-ле-Мажор

Церковь Сен-Жак-ле-Мажор

Католическая церковь Сен-Жак-ле-Мажор (святого Иакова-старшего), известная ещё как церковь Иисуса, – это одна из тех жемчужин, что скрываются в лабиринте улочек Старой Ниццы. Турист петляет по ним и внезапно выходит на площадь Иисуса – очень маленькую, на ней едва помещаются ресторанчик, лавочка, булочная.

Но первое, что видит турист, – внезапно выросший перед ним храм эффектного сиреневато-голубого цвета.

Церковь на этом месте начали строить иезуиты (Общество Иисуса) в 1612 году. Богатый ниццкий купец пожертвовал деньги на строительство иезуитского колледжа (его первый камень заложили тут в 1607 году). Несколько лет иезуиты скупали дома вокруг, чтобы поместился не только колледж, но и часовня Иисуса. Основная работа над храмом, проект которого, скорее всего, принадлежит ниццкому архитектору Жану-Андре Гиберто, закончилась в 1650 году. Считается, что это был первый в Ницце пример стиля барокко, после чего в городе развернулась настоящая архитектурная революция – это видно по многочисленным барочным фасадам старых кварталов.

Однако время Общества Иисуса в Ницце уже подходило к концу – на иезуитов начались гонения, в 1773 году Папа Климент XIV упразднил орден, и через год иезуитов изгнали из города. В 1814 году Орден иезуитов был восстановлен, но на судьбу бывшей часовни Иисуса это никак не повлияло – она уже стала приходской церковью святого Иакова.

Апостола Иакова, которому теперь посвящён храм, часто называют старшим, чтобы подчеркнуть, что он старший брат апостола и евангелиста Иоанна. Потому церковь и носит имя Сен-Жак-ле-Мажор.

Фасад, переделанный в 1825 году, остался барочным, хотя и приобрёл некоторые черты неоклассического стиля. Коринфские пилястры, типичное палладианское окно, цветочные гирлянды в маньеристском духе, статуи в нишах, барельеф треугольного фронтона, а также сочетание сиреневато-голубых стен с бледно-жёлтой отделкой – всё вместе выглядит чрезвычайно привлекательно.

Колокольня из простого кирпича высотой 42 метра видна только с соседней улицы Круа (Креста). Стоит пройтись туда, чтобы посмотреть на необычный купол – он покрыт типичными для Ниццы разноцветными изразцами, но по форме забавно напоминает треуголку.

Внутри церковь оказывается неожиданно просторной. Восхищает пышность интерьера, свойственная стилю барокко: богатый декор, лепка, позолота. Тут насчитывается более 160 изображений ангелов и херувимов. Свод нефа украшен фресками, выполненными в XIX веке по рисункам ниццкого художника Эркюля Трашеля и рассказывающими о жизни Христа и апостола Иакова.

Одна из самых впечатляющих деталей внутреннего убранства церкви – статуя Девы Марии в часовне Богоматери Семи Печалей. Дева Мария изображена с кинжалом в сердце, что отсылает к Евангелию от Луки: «И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, – и Тебе Самой оружие пройдёт душу, – да откроются помышления многих сердец» (Лк 2, 34-35).